Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области»
Информация \  Новости Роспотребнадзора

Пресс-релиз от 14.03.11

Пресс-конференция

                Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Г.Г. Онищенко

«Всемирный день защиты прав потребителей»

 
 14 марта 2011 года, Москва
Пресс-релиз
 

В 2011 году Всемирный день защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемый 15 марта, проходит  под девизом  «Потребители за честные финансовые услуги» («Consumers for fair financial services»).

Начиная с 2007 года Роспотребнадзор последовательно и системно проводит  работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг, результатом которой являются существенные положительные изменения как в структуре «охваченности» населения государственно-правовой защитой, так и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности. 

В этом году в Российской Федерации при участии Всемирного банка начинается реализация проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в котором Роспотребнадзор определен в качестве одного из основных соисполнителей (основным исполнителем является Минфин России).

Количество обращений граждан в Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации  по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в 2010 году составило 19032, что в 3,5 раза больше, чем в 2009 году.

Значительный рост количества обращений потребителей обусловлен в том числе тем фактом, что в 2010 г. территориальными органами Роспотребнадзора было дано 2821 разъяснение потребителям по каналам информационной связи, что в 4 раза больше, чем в 2009 году.

В 2010 году проведено 327 плановых и 555 внеплановых проверок кредитных организаций. За период 2009-2010 г.г. более чем вдвое увеличились показатели практики применения мер административного воздействия, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Увеличилось  на 141%  количество проведенных административных расследований, на 137% - количество составленных протоколов об административных правонарушениях, на 121% - количество вынесенных в отношении кредитных организаций постановлений о привлечении к административной ответственности. 

Роспотребнадзор и его территориальные органы все большее внимание уделяют практическим аспектам деятельности, связанной с обращением в суд в защиту прав и законных интересов  неопределенного круга потребителей финансовых услуг, о чем свидетельствуют соответствующие результаты за  2008-2010г.г.

 Если в 2008 г. территориальными органами Роспотребнадзора к кредитным организациям было предъявлено всего 3 таких иска, а в 2009 г.  - 9, то в 2010 г. - уже 55, двадцать из которых на уровне судов первой инстанции были удовлетворены. Иски предъявлялись в тридцати одном субъекте Российской Федерации.   

 Ответчиками в таких судебных процессах, в частности, выступали ОАО «Альфа-Банк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «БАНК УРАЛСИБ», ОАО «Сбербанк России», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК», «АК БАРС» Банк (ОАО), ОАО «Балтийский Банк» и др.

Суть соответствующих исковых требований сводится к признанию в порядке гражданского судопроизводства противоречащими законодательству и подлежащими по этой причине прекращению в отношении неопределенного круга потребителей тех противоправных действий банков, которые, как правило, носят системный характер и уже получили соответствующую оценку в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

К числу таких противоправных действий, в частности, относятся:

1)     ограничение территориальной подсудности;

2)     комиссии за ведение (открытие) ссудного (текущего) счета;

3)     изменение условий договора в одностороннем порядке;

4)     неустойка/комиссия за досрочное исполнение кредитного договора, разрешенное кредитором;

5)     навязывание услуг по страхованию, в том числе обязательное страхование жизни и страхование от несчастного случая до заключения кредитного договора;

6)     плата за выдачу кредита («комиссия за рассмотрение заявки»);

7)     обязательное открытие банковского счета.

Достигнутые показатели административной деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов, как в их абсолютном выражении, так и в относительных аналитических оценках являются результатом большой и кропотливой работы Роспотребнадзора (его территориальных органов) по обеспечению охраны прав и законных интересов потребителей в сфере финансовых услуг.

Термин «охрана» прав и законных интересов потребителей в данном случае означает, что соответствующее обеспечение со стороны государства ведется разными средствами, заключающимися не только в принятии административных мер воздействия к нарушителям общественных правил (законов).

При этом рост количества внеплановых проверок, установленных фактов административных правонарушений и соответствующих гражданских дел может объясняться проводимой Роспотребнадзором, его территориальными органами и подведомственными организациями работой по информированию и консультированию населения о правах и порядке защиты их прав как потребителей.

Второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности (в 2010 году  Всемирный день защиты прав потребителейпроходил под девизом «Наши деньги. Наши права»), что подтверждает очевидный приоритет вопросов защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг в первую очередь для самих потребителей и их общественных объединений по всему миру, так как доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг в условиях глобализации имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает гражданин-потребитель.

15 марта 2011 года в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей в Российской Федерации  пройдут различные публично-просветительские и иные акции, в том числе совместно с общественными потребительскими организациями, направленные на максимальное освещение данного вопроса и на повышение уровня правовой и финансовой грамотности потребителей.

 
 

Пресс-служба Роспотребнадзора

8(499) 973 27 03
 
Опубликовано: 14.03.2011
{}