Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области»
Информация \  Новости Роспотребнадзора

На 66-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения рассмотрены вопросы возникновения двух новых инфекционных заболеваний.

Как и ожидалось одной из ключевых тем 66-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, которая собрала в Женеве делегации из 194 государств-членов ВОЗ, стала ситуация с  возникновением двух новых инфекционных заболеваний – инфицирование человека вирусом птичьего гриппа Н7N9 в Китае и появление нового коронавируса, вызывающего так называемый ближневосточный респираторный синдром.

В докладе ВОЗ  отмечено, что эти два новых заболевания напоминают нам о том, что угроза вновь возникающих и способных вызвать эпидемию заболеваний постоянно сохраняется.

Российская Федерация последовательно проводит линию на развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с эпидемиями и, в особенности, предотвращения угроз распространения новых инфекций. Именно поэтому в 2006 году в рамках председательства в «Группе восьми» по инициативе Российской Федерации лидеры приняли отдельное заявление по борьбе с инфекционными болезнями, направленное, в том числе, на улучшение международной координации в борьбе с эпидемиями.

 

Одним их основных международных механизмов предотвращения и сдерживания распространения вспышек вновь возникающих инфекционных болезней особо опасных для человека являются Международные медико-санитарные правила ВОЗ (ММСП), устанавливающие требования к национальным системам реагирования на угрозы инфекционных болезней, а также механизмам международной координации усилий в данной области.

В Российской Федерации постоянно проводится работа по совершенствованию выполнения ММСП, включая укрепление лабораторной базы, подготовку кадров, разработку и внедрение соответствующих нормативных и методических документов. Одним из аспектов этой работы является  международное сотрудничество по развитию механизмов раннего оповещения, реагирования и сдерживания трансграничного распространения вспышек опасных инфекционных болезней. В связи с этим, Роспотребнадзор при поддержке МИД России и Минфина России готов оказывать содействие ВОЗ во внедрении ММСП в развивающихся странах, путем укрепления лабораторной базы, обеспечения тест-системами, методической поддержки и подготовки кадров.

 

Российской стороной было предложено ВОЗ оказать помощь странам СНГ, Средиземноморского региона и Африки в укреплении их потенциала по реагированию на вспышки инфекционных болезней и внедрению ММСП.В месте с тем, несмотря на постоянно меняющуюся ситуацию, связанную с риском распространения новых инфекций, процесс согласования условий оказания российской помощи ВОЗ затягивается и не находит решения уже в течение нескольких лет. В частности ВОЗ не устраивает предложение о привлечении к участию в данном проекте за счет донорского взноса России российских научных учреждений и экспертов.

В условиях провозглашенного руководством ВОЗ на сессии в Женеве недостатка средств и призыва о дополнительном финансировании ММСП, отсутствие гибкости в обсуждении параметров донорского взноса России вызывает непонимание.

Вместе с тем ВОЗ реализует ряд проектов по внедрению ММСП в странах СНГ на средства и с участием министерств обороны США и Великобритании. Фактически, наблюдаются попытки  силовых ведомств ряда западных стран взять под контроль повестку международного сотрудничества в сфере борьбы с инфекционными болезнями и использовать инструменты международного гуманитарного сотрудничества, такие как ММСП, в целях обеспечения собственной национальной безопасности, а также создания в обход Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия (КБТО) и других существующих механизмов ООН параллельной системы одностороннего контроля за биологическими угрозами и противоэпидемическим потенциалом третьих стран.

 

Особое беспокойство вызывает тот факт, что все больше таких проектов реализуются через Всемирную организацию здравоохранения, которая с готовностью принимает деньги от министерств обороны США и Великобритании для «оказания помощи» странам СНГ во внедрении ММСП. Другими словами, применяется неравнозначный или сплит-подход в отношениях с различными странами-донорами. Создается впечатление, что международная организация, имеющая мандат обеспечивать сотрудничество в сфере здравоохранения, в конечном итоге используется как канал для финансирования программ, направленных на обеспечение национальной безопасности отдельных стран-членов.

Новые угрозы, стоящие перед международными сообществом и связанные, в том числе, с распространением вируса гриппа птиц H7N9 и нового коронавируса требуют на наши взгляд более гибкого подхода со стороны ВОЗ, которая как многосторонний механизм должна сбалансировано отвечать интересам всех стран-членов организации..

В этих условиях все большее значение приобретает региональное сотрудничество стран в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое позволяет учитывать особенности угроз характерные для того или иного региона и использовать региональные механизмы сотрудничества для борьбы с этими угрозами. Вопросы сотрудничества в борьбе с угрозой новых инфекционных болезней в том или ином виде включены в повестку дня ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, БРИКС, ЧЭС и других межгосударственных форумов.

В данном контексте Роспотребнадзор придает особое значение взаимодействию в обеспечении санитарно-эпидемиологического сотрудничества со странами региона Восточной Европы и Центральной Азии в особенности СНГ и Европейского региона ВОЗ в целом. За последние годы Роспотребнадзором уже проведена значительная работа: заключены двусторонние меморандумы о сотрудничестве в сфере борьбы с инфекционными болезнями с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Узбекистаном. Динамично развивается сотрудничество с ЕС в частности с Гендиректоратом Европейской Комиссии по здравоохранению и защите потребителей. Большое внимание уделяется взаимодействию с Европейским бюро ВОЗ в Копенгагене.  Эта работа имеет целью становление  и совершенствование единой системы предупреждения и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического характера в регионе Восточной Европы и Центральной Азии и Европе в целом. Данная система должна работать по общим стандартам и обеспечивать эффективное межстрановое взаимодействие без оглядки на штаб-квартиру ВОЗ.

Роспотребнадзор, обладает значительным потенциалом во внедрении ММСП и уже оказывает практическую помощь в этой сфере противоэпидемическим службам стран СНГ в двустороннем порядке.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание отсутствие прогресса в переговорах с ВОЗ, Роспотребнадзор намерен продолжить в двустороннем порядке оказывать помощь развивающимся странам во внедрении ММСП. Кроме того, продолжится последовательная работа на объединение усилий в борьбе с эпидемиями различных стран в рамках региональных объединений, включая ШОС, СНГ и другие.

Региональные механизмы сотрудничества могут сработать вполне эффективно в предотвращении угроз распространения опасных инфекций. Вместе с тем, для эффективной глобальной системы предупреждения и реагирования требуется глобальная координация. Такая координация не только необходима, но и возможна при условии, что ВОЗ, как многосторонняя гуманитарно-ориентированная организация будет оставаться нейтральной, не вовлекаясь в защиту интересов отдельных стран-членов. 

 
Опубликовано: 04.06.2013
{}