Информация \  Новости Роспотребнадзора

В ходе проведения Всемирной недели качества отвечаем на вопросы потребителей

В чем проявляется качество товаров и услуг?

Качество – это все свойства товара, которые в своей сумме определяют, сможет ли данный товар удовлетворить нужды и потребности и будет ли он соответствовать всем требованиям, которые предъявляют к нему покупатели.

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I в своей преамбуле содержит определение недостатка товара, который заключается в несоответствии требованиям закона, договора, стандартным требованиям, либо оглашенным продавцу целям покупателя, либо описанию/образцу продавца, продающего по описанию/образцу.

Таким образом, товары надлежащего качества — это изделия, соответствующие перечисленным требованиям.

 

Как потребитель сможет защитить себя от чего-то некачественного?

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I определены не только права потребителя при обнаружении в товаре недостатков или при выполнении работ (оказании услуг), но и установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей. Также потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги) и компенсацию морального вреда.

 

Есть ли какие-то маркеры, которые сразу помогут отличить качественный товар от некачественного?

При выборе товаров прежде всего необходимо обратить внимание на наличие маркировки, в том числе для пищевых продуктов, включающей в себя срок годности; соблюдение продавцом условий хранения и реализации (например, продажа колбасных изделий, мясных п/ф и других скоропортящихся товаров возможна при наличии холодильного оборудования); отказ продавца показать документ, подтверждающий качество товара (сертификат соответствия, декларацию) должен насторожить покупателя. При покупке непродовольственных товаров необходимо обратить внимание также на внешний вид, упаковку (если таковая имеется), закрепление швов для швейных изделий; для детских игрушек – отсутствие острых кромок, заусенцев и т.д.

 

Что делать потребителю, если он понял, что услуга была оказана некачественно и как это доказать?

Прежде всего обратиться письменно к исполнителю, в случае отказа исполнителя от удовлетворения требований потребителя прибегнуть к помощи экспертной организации, аккредитованной в установленном порядке, информацию о которой можно найти в общем доступе в сети Интернет.

           

            В каком случае товар могут признать некачественными и как это происходит?

            Например, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I установлено, что продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

            В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

            Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Опубликовано: 13.11.2020