Информация \  Новости Роспотребнадзора

Руководитель Роспотребнадзора принял участие в работе «Круглого стола» на тему: «Чистая вода-здоровье нации»

Г.Г. Онищенко, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, академик РАМН, принял участие в работе «Круглого стола» на тему:
«ЧИСТАЯ ВОДА - ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»

11 ноября 2009 года, «РИА-Новости», Москва

Пресс-релиз

Сохранение здоровья нации, снижение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни являются важнейшим условиями решения проблемы обеспечения национальной безопасности. К числу определяющих факторов охраны здоровья населения относится снабжение населения доброкачественной питьевой водой.

Российская Федерация всемерно поддерживает усилия мирового сообщества, направленные на охрану водных объектов и предупреждение распространения заболеваний, связанных с водой.

Международными водными форумами в Киото и Душанбе принято решение о провозглашении десятилетия 2005-2015 гг. международной декадой «Вода для жизни».

В феврале 2007 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята резолюция, в которой вновь подтверждена необходимость того, чтобы в связи с проведением Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015гг.), уделялось внимание не только вопросам водных ресурсов, но и вопросам санитарии.

Несмотря на то, что Россия является крупнейшей водной державой и располагает 1/5 общемировых ресурсов питьевой воды, положение в этой сфере по - прежнему вызывает серьёзную озабоченность.

В 2008 году Роспотребнадзором из водопроводной сети было исследовано 2 357 382 проб воды, из них 71% соответствовал требованиям действующих гигиенических нормативов, 20,5 % соответствовал условию «условно-доброкачественная вода», т.е. вода, не влияющая на здоровье населения, но ухудшающая условия водопользования, 8,5%- «недоброкачественная питьевая вода», т.е. вода, не соответствующая требованиям санитарного законодательства.

В ряде регионов эти показатели в несколько раз выше, чем в среднем по стране.

Основными причинами такой ситуации являются:

- интенсивное загрязнение источников питьевого водоснабжения, особенно из поверхностных водоёмов;

- устаревшие технологии водоочистки и обеззараживания: коагуляция, фильтрация, отстаивание и хлорирование – недостаточно эффективные в отношении ряда химических и биологических загрязнителей и, прежде всего, при высоком их содержании в воде водоисточника;

- нарушение технологических условий эксплуатации сооружений водоподготовки;

- вторичное загрязнение воды, прошедшей водообработку, в изношенных водо-разводящих сетях, находящихся зачастую в крайне неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии.

В настоящее время около 70% населения России обеспечивается питьевой водой из поверхностных источников, при этом 40% из них не соответствуют санитарным нормам.

Положение усугубляется в связи с тем, что более 27% водопроводов из поверхностных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, более 16% - обеззараживающих установок.

Низкий уровень внедрения современных технологий водоочистки, высокая (более 60%) изношенность разводящих сетей, территориальные особенности источников водоснабжения, обуславливающий дефицит или избыток биогенных элементов, является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения.

Высокой остаётся так же доля водопроводов (свыше 30%) из подземных источников, не соответствующих санитарным нормам из-за отсутствия очистных сооружений и обеззараживающих установок. Наибольшее количество таких водопроводов находится в Брянской, Курской, Московской, Орловской и Смоленской областях. Особую тревогу вызывает высокая изношенность разводящих водопроводных и канализационных сетей, многочисленные аварии на них, приводящие к вторичному загрязнению питьевой воды.

В последние годы планово-предупредительный ремонт водопроводных сооружений и сетей практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.

В настоящее время около 36% водопроводных и свыше 31% канализационных сетей имеют износ свыше 60%. Для их восстановления до нормативных значений, по данным Росстроя, необходимо ежегодно выделять до 2015 года 275 и 86 млрд. рублей соответственно.

При существующем износе водопроводных и канализационных систем и нынешних темпах их ремонта потребуется более 50 лет на приведение их в должное санитарно-техническое состояние.

В сельской местности свыше 1/3 населения использует для питьевых целей воду из децентрализованных источников.

Качество этой воды остаётся низким, вследствие слабой защищённости водоносных горизонтов от загрязнения, отсутствия зон санитарной охраны, не своевременного проведения ремонта, очистки и дезинфекции колодцев и каптажей. Практически повсеместно ассигнования на эти цели муниципалитетами не выделяются.

Серьёзные недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой приводят к возникновению вспышек острых кишечных инфекций и вирусного гепатита А.

Взаимосвязь влияния химического состава питьевой воды на состояния здоровья и заболеваемость населения установлена в исследованиях, проведённых на протяжении ряда лет специалистами организаций Роспотребнадзора совместно с НИИ гигиенического профиля.

Подтверждены полученные ранее данные об увеличении риска заболеваний органов кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, мочевыводящих путей в результате длительного воздействия питьевой воды с нарушением гигиенических нормативов, регламентирующие содержание химических веществ.

Неблагоприятным фактором хозяйственно-питьевого водоснабжения населения является дефицит питьевой воды в ряде субъектов Российской Федерации. Это связано как с ограниченными запасами водных ресурсов, не рациональным использованием подаваемой населению питьевой воды, ветхостью и изношенностью водопроводных и канализационных сетей, которые не в состоянии принимать и осуществлять отвод необходимого объёма воды, так и замедлением темпов и сокращением масштабов строительства объектов водоснабжения из-за отсутствия должного финансирования. К таким территориям относятся: Костромская, Калужская, Псковская области, Республика Северная Осетия –Алания и др.

Около 28% населения страны потребляет воду с уровнем общей минерализации питьевой воды от 1,6 до 10,0 г/л, что повышает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы и мочекаменной болезнью (гг. Таганрог, Каменск, Азовский район Ростовской области).

С повышенным содержанием железа потребляют воду около 50 млн. человек (1/3 населения страны), в т.ч. в Ивановской, Калужской, Московской, Орловской, Ярославской, Тамбовской, Тюменской и ряде других областей, что повышает риск аллергизации населения.

Со значительным недостатком фтор-иона (в 2-5 раз ниже гигиенического норматива (1,2-1,5 мг/л) потребляют питьевую воду 85,3 млн. человек в г.г. Санкт-Петербурге, Москве, в Калининградской, Ленинградской, Курской, Саратовской, Иркутской, Магаданской и ряде других областей, а также в Хабаровском крае, Республиках Удмуртия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Хакасия. Пораженность детей кариесом зубов на этих территориях достигает от 90 до 100%. В тоже время, около 740 тысяч населения потребляют воду с повышенным уровнем фтора в 2-3 раза: в Республиках Башкортостан, Чувашия, Мари Эл, Краснодарском и Ставропольском краях.

С целью улучшения обеспечения населения страны доброкачественной питьевой водой Роспотребнадзором постоянно ведётся работа над совершенствованием правовой и нормативной базы, устанавливающей санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению.

Требования по обеспечению безопасности, безвредности и органолептической безупречности питьевой воды регламентируется Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также санитарными правилами и гигиеническими нормативами. В настоящее время разработано более 2000 гигиенических нормативов, регламентирующих требования безопасности к питьевой воды.

В период с 2000 года на федеральном уровне введено в действие 9 нормативных документов, направленных на обеспечение населения доброкачественной питьевой водой среди которых особое значение имеет СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», разработаны и утверждены в установленном порядке около 150 гигиенических нормативов по содержанию химических веществ в воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, из них 35 - относятся к числу ранее установленных и пересмотренных на основе гармонизации с международными нормативами, в том числе, с учетом канцерогенной активности и с учетом рекомендаций Директивы Совета Европейского союза 98/83/ЕС.

До настоящего времени продолжается работа по внесению изменений и дополнений в Водный кодекс Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» с участием специалистов Роспотребнадзора ведётся работа над проектом технического регламента, касающегося всего комплекса проблем водопользования и водопотребления.

Проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой требует комплексного решения в рамках реализации целевых программ, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.

Постановлением Правительства Российской Федерации №292 «О Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения» от 6 марта 1998 году, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить разработку целевых программ обеспечения населения питьевой водой. Однако, следует отметить, что Федеральная целевая Программа «Обеспечение населения России питьевой водой», в которой предусматривались 3 этапа реализации (с 1999-2000 годы, 2001-2005 годы, 2006-2010 годы) не была утверждена.

В настоящее время региональные целевые программы по обеспечению населения питьевой водой действуют в 33 субъектах Российской Федерации. Кроме того, в ряде регионов предусмотрены соответствующие мероприятия по улучшению водоснабжения населения в рамках реализации программ реформирования коммунальной службы, социального развития села и других.

Вместе с тем большинство региональных программ включает в себя мероприятия, как правило, не требующих выделения значительных ассигнований на строительство и реконструкцию водопроводных и канализационных сооружений, финансирование программ зачастую осуществляется в неполном объёме.

Представляется необходимым принятие целевой программы по улучшению водоснабжения населения на федеральном уровне.

В этой программе целесообразно предусмотреть:

- дальнейшее развитие правовой, нормативной и методической базы в сфере обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, в том числе принятие федерального закона «О водоснабжении»;

- строительство и реконструкцию водопроводных сооружений с использованием современных материалов в соответствии с конкретной обстановкой в субъектах Российской Федерации;

- расширение использования подземных вод для централизованного водоснабжения;

- усовершенствование технологических процессов водоподготовки;

- разработку системы мер по рациональному использованию и экономии питьевой воды;

- внедрение водоочистных устройств для доочистки питьевой воды и прежде всего в детских, образовательных и лечебно-профилактических учреждениях;

- расширение научно-исследовательских работ в сфере водоснабжения населения, в том числе повышение эффективности системы социально-гигиенического мониторинга и оценки риска для здоровья от употребления недоброкачественной питьевой воды, разработка новых технологий и материалов для очистки питьевой воды и канализационных стоков.

Учитывая изложенное, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поддерживает инициативу Всероссийской политической партии «Единая Россия» о создании федеральной целевой программы «Чистая вода» и принимает активное участие в её разработке.

Опубликовано: 20.11.2009
{}